В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
«Большая Казань» объединяет свыше 1,7 млн человек – это 43% населения республики
В исполкоме Казани состоялся круглый стол, посвященный стратегическому развитию Казанской агломерации. Представители исполкома города и руководители пяти близлежащих муниципальных районов обсудили маятниковую миграцию населения и связанные с этим транспортные проблемы, развитие инфраструктуры районов, создание новых рабочих мест для равномерной нагрузки на территорию, вопросы качественного водоснабжения и водоотведения, туристические перспективы агломерации, а также приоритетные направления сотрудничества. Участники встречи сошлись во мнении о том, что развитие «Большой Казани» требует общих усилий, и договорились в будущем провести серию встреч для совместного анализа отраслевых и территориальных проблем и поиска их решений. Модератором круглого стола была доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования Казанского Федерального университета, эксперт разработки Стратегии РТ до 2030 г. Светлана Хуснутдинова.
Фото: Денис Гордийко
Открывая встречу, заместитель руководителя исполкома Ильдар Шакиров подчеркнул, что сегодня вокруг Казани уже сформировалась крупная агломерация, представляющая собой мощный механизм экономического взаимодействия столицы и прилегающих территорий. В ее состав входят населенные пункты пяти муниципальных районов Татарстана: Зеленодольского, Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского, а также сам город Казань. По данным на 1 января 2025 года, здесь проживает 1 723 986 человек, что составляет 43% населения республики.
«Большая Казань» обладает значительным потенциалом в силу развитой транспортной сети, включающей международный аэропорт, речной порт, крупные железнодорожные узлы и обширную сеть автомобильных дорог. Казань привлекательна для туристов благодаря богатому историческому наследию, а наличие ведущих вузов и научных центров способствует росту человеческого капитала и инноваций. Агломерация характеризуется высоким уровнем жизни, доступностью жилья, качественной медициной и комплексной социальной инфраструктурой, демонстрируя устойчивый рост, поддерживаемый инвестициями», – отметил Ильдар Шакиров.
Однако, интенсивный рост пригорода требует системного подхода к решению общих проблем.
«Процессы роста и развития происходят вне зависимости от административных границ. Пригород Казани растет и будет продолжать расти», – отметил директор МБУ «Институт развития Казани» Алексей Горбунов. На первый план выходит необходимость равномерно развивать прилегающие территории, обеспечивая их необходимой инфраструктурой и увеличивая экономическую привлекательность. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию полицентричной системы, которая обеспечит равномерное распределение рабочих мест и жилых районов, позволяя людям работать ближе к дому и повышая общий комфорт проживания.
Ключевым аспектом устойчивого формирования агломерации остается транспортная инфраструктура. Нехватка междугороднего сообщения, в том числе водного, и общая загруженность дорог в часы пик являются причиной значительной доли жалоб населения.
Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина подчеркнула роль транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в создании комфортной среды. «Транспортно-пересадочные узлы должны стать современными мультифункциональными комплексами, обеспечивающими как удобство пересадок между всеми видами транспорта, так и комплекс услуг, систему обслуживания, рекреационные пространства», – отметила она.
В качестве примера комплексного подхода она привела проект ТПУ «Компрессорный», разработка которого ведется в тесном взаимодействии с администрациями районов Казани, структурами Исполкома и экспертным сообществом. Все решения подкрепляются детализированным транспортным математическим моделированием, что позволяет учитывать динамику пассажиропотоков и оптимально планировать модернизацию.
В свою очередь председатель Комитета по транспорту Алексей Сидоров отметил, что ТПУ нужны не только в Казани, но и в пригородах. Он сказал о важности усовершенствования транспортного каркаса в рамках агломерации и привел данные о текущем количестве автобусных маршрутов, связывающих Казань с прилегающими районами: 10 маршрутов из Лаишевского района, 4 – из Пестречинского, 1 – из Высокогорского, 5 – из Зеленодольского и 2 – из Верхнеуслонского.
Одной из ключевых проблем, по словам Сидорова, является то, что значительная часть этих маршрутов обслуживается по нерегулируемому тарифу. «Это приводит к тому, что перевозчики зачастую устанавливают завышенные тарифы, и при этом их транспорт не всегда отвечает современным требованиям комфорта и безопасности. Такая ситуация вынуждает пассажиров искать альтернативные способы передвижения, что только усугубляет загруженность дорог, особенно на въездах в город», – пояснил он.
Для решения этой проблемы, по мнению Сидорова, крайне важно не только пересмотреть систему тарифов, но и разработать новые городские маршруты, которые бы связывали центр Казани непосредственно с прилегающими районами. «Это позволит обеспечить более высокую частоту движения, единые стандарты качества и доступные цены. Однако, — подчеркнул он, — для реализации таких маршрутов необходимо тщательно проработать юридические аспекты, включая межмуниципальные соглашения и финансирование, чтобы они были интегрированы в единую транспортную систему города и агломерации».
Его поддержал руководитель исполнительного комитета Высокогорского района Рамиль Хакимуллин и предложил вместе выступить в интересах жителей с инициативой считать маршруты в рамках агломерации муниципальными.
Он привел интересные цифры: если официально в Высокогорском районе прописано 63 тысячи жителей, то с учетом зарегистрированных домовладений реально проживает не менее 200 тысяч человек. Плюс к этому 150 тысяч проживает в садовых товариществах, из них половина круглогодично.
До 150 тысяч жителей – почти в 9 раз – увеличивается в дачный сезон население и в Верхнеуслонском районе.
«Большая Казань» сегодня это не просто яркий образ, а реальность, требующая переосмысления нормативных документов и координации планов развития прилегающих территорий.
Отдельное внимание в ходе обсуждения было уделено потенциалу развития водного транспорта и соответствующей инфраструктуры. Представители муниципальных районов, расположенных у воды, говорили о потребности в улучшении паромного и другого водного сообщения.
Заместитель руководителя Исполнительного комитета по социально-экономическому развитию Верхнеуслонского муниципального района Юлия Федотова отметила: «Мы все ждем, чтобы паром, который соединяет наш район с Казанью, ходил чаще. Это самый оптимальный вид транспорта, который дает возможность значительно сократить путь до города, разгрузить автомобильные дороги, предлагая столь необходимую альтернативу наземному транспорту и позволяя людям быстрее и комфортнее добираться до Казани».
А Александр Старостин, заместитель руководителя исполнительного комитета Зеленодольского района попросил учесть Зеленодольск в концепции «Казань – город на воде». Будучи расположенным на берегу Волги, город не имеет речного порта и набережной.
Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина согласилась с необходимостью активно использовать водные ресурсы для пассажирских перевозок и развития туристического потенциала. В числе перспективных проектов она упомянула строительство современной марины на «Локомотиве». «Мы пока недостаточно активно работаем с водными ресурсами Казани. Первые направления развития уже обозначены, но теперь необходимо усилить эту работу. Нам нужно полностью раскрыть потенциал Волги, эффективно используя её берега как для спортивных, так и для транспортных целей», – подчеркнула Ильсияр Тухватуллина. При этом она отметила, что развитие марины на «Локомотиве» уже сейчас надо увязать с планируемой «Казань марина» в Лаишево.
Активное развитие жилой застройки в пригороде неизбежно создает дополнительную нагрузку на коммунальную и социальную инфраструктуру, отметил заместитель директора по развитию МУП «Водоканал» Роман Новиков. Однако предприятие готово к таким вызовам. «В декабре прошлого года была завершена масштабная реконструкция очистных сооружений, благодаря этому не только обновились существующие, но и появились новые сооружения, значительно увеличивающие общую мощность и возможности очистки стоков. На сегодняшний день наши мощности имеют большой запас, что позволит в ближайшие 20-30 лет бесперебойно принимать и очищать стоки со всех новых застраиваемых территорий Казани и прилегающих районов», – отметил Роман Новиков.
Он рассказал, что сейчас прорабатывается вопрос проектирования водопроводного узла «Дербышки», строительство которого позволит обеспечить водоснабжением прилегающие территории, а также жилого массива Высокая гора. Этот узел является первостепенным в развитии всей территории Восточной дуги.
В настоящее время ведется строительство магистральных сетей водоснабжения с последующим подключением к централизованной системе водоснабжения города Казани жилого массива Куюки Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района.
Заместитель руководителя исполнительного комитета Пестречинского района Рамиль Шайхутдинов подтвердил, что вопрос обеспечения жителей питьевой водой стоит очень остро. Своих источников пригодных для этой цели в районе нет. О проблемах водоснабжения говорила и Юлия Федотова, представлявшая на круглом столе Верхнеуслонский район. Остро нуждается в новом водозаборе, по словам Александра Старостина, и Зеленодольский район.
Не менее острым остается вопрос социальной инфраструктуры. Алексей Горбунов, подчеркнул, что качество жизни в соседних с Казанью районах не должно уступать центру Казани. Это касается доступности и уровня медицинских учреждений, детских садов, школ, спортивных объектов и центров дополнительного образования.
«Нагрузка на социальную инфраструктуру Казани постоянно возрастает, — пояснил Горбунов. — Дефицит в прилегающих районах во многом вызван тем, что для сельских поселений по-прежнему действуют устаревшие нормативы, не соответствующие реалиям. В то же время, сама новая застройка здесь зачастую является плотной, требующей обеспечения всеми социальными услугами».
Затронули участники круглого стола и тему туристического развития. Каждый из муниципальных районов обладает значительным туристическим потенциалом и активно его развивает. В одном только Зеленодольском районе построено 25 глэмпингов, которые посещают 200 тысяч человек.
«Жители Казани и республики активно посещают наш прекрасный район, «Камское море». Ежедневно к нам приезжают отдыхающие, и даже несмотря на пробки, они находят возможность насладиться природой. Мы видим большой потенциал и должны активно развиваться в этом направлении», — прокомментировал глава Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Директор Комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова поддержала предложение и сообщила, что реализующиеся в Казани проекты имеют большой потенциал и для районов. Она пригласила соседние муниципалитеты принять участие в конкурсе «Звезды Гостеприимства» и гастрофестивале «Вкусная Казань», а также активно заявлять местные фестивали в общий событийный календарь Казани.
Глава Лаишевского района Ильдус Зарипов аккумулировал настрой участников круглого стола. «Ждем эффекта от нашего разговора», - сказал он.